Годовой отчет школьного методического объединения.
Цели отчета:
- провести самоанализ деятельности методического объединения;
- оценить результативность его работы;
- наметить пути совершенствования деятельности методического объединения.
В настоящее время в условиях постоянной модернизации системы образования, усложнения выполняемых задач, развития профилизации и вариативности возрастает роль методической деятельности , призванной обеспечить поддержку учителей в решении всех профессиональных вопросов.
Задачи методической деятельности:
- осуществить анализ информации, характеризующей уровень профессиональной и предметной компетентности каждого педагога;
- способствовать развитию мотивации педагогов на личностно- профессиональное развитие;
- определить конкретные проблемы и направления развития компетентности каждого педагога;
- разработать и реализовать систему вариативных организационных форм методической деятельности, адекватных ее цели;
- обеспечить систему диагностики результатов профессиональной деятельности каждого педагога как показателя уровня развития профессиональной компетентности.
Достижение указанных задач требует обеспечения деятельности по ряду направлений:
1.Выявление критериев и показателей, характеризующих уровень компетентности педагога.
2. Выявление «полей успешности» каждого педагога как ресурса методической деятельности.
3. Выявление школьных, районных, городских ресурсов роста профессиональной компетентности педагогов.
4. Определение предмета , содержания, форм, сроков диагностики результатов профессиональной деятельности каждого учителя.
Дифференциация обучения - одна из функций гуманизации образования- научно-методическая тема на 2008-2009 годы. Одной из важных форм методической работы школы является работа над единой методической темой образовательного учреждения. Единая методическая тема актуальна, научно обоснована. Имеет практическую значимость для школы, сориентирована на повышение творческого потенциала учителя и учащихся, интенсификацию учебно- воспитательного процесса и мотивацию учения школьников. Работа над единой методической темой направлена на реализацию целей и задач, поставленных педагогическим коллективом в Программе развития. Выбор единой методической темы осуществлялся коллегиально. Отвечает интересам и желаниям педагогического коллектива, что является одним из условий ее успешной реализации.
Для успешной реализации этой научно- методической темы определены приоритетные проблемы на 2008-2009 годы.
1. Качество формирования образовательной среды.
2. Осуществление непрерывной связи и сотрудничества школы с родительской общественностью, социокультурными, оздоровительными и административными системами города. Целью является реализация всех направлений концепции Программы развития.
3. Роль духовно-нравственного воспитания творческой личности, определяющего место гражданина России.
4.Роль и значение базового дополнительного образования в становлении и развитии личности учащихся.
5.Совершенствование работы педагогического коллектива по созданной системе эффективного профессионального самоопределения старшеклассников.
6. Обновление структуры и содержания всех звеньев методической службы и усиление ее роли в формирование профессиональных качеств учителя.
В 2008-2009 учебном году коллектив школы работал над методической темой : «Дифференциация обучения - одна из функций гуманизации образования». В соответствии с этой темой строилась вся работа школы и МО учителей-предметников. Работая в этом направлении, учителя обращали внимание на создание психологической комфортности в классе, учитывали психологические особенности учащихся, обращали особое внимание на работу по схеме «учитель-ученик» в свете решения конфликтных ситуаций и создания благоприятных условий для обеих сторон.
Учителя старались применять на уроках дифференцированный подход к каждому ученику, изучали методы проведения современного урока, посещали открытые уроки коллег, изучали и внедряли новые технологии, совершенствовали процесс изучения и преподавания своего предмета.
Методическое объединение учителей немецкого языка.
В состав МО учителей немецкого языка входят три человека: Щеглова О.Г., Ракивненко Л.И., Сергеева Т.М. На первом заседании в сентябре уточнили план работы на год, определили тему, над которой будет работать методическое объединение немецкого языка «Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса на уроках немецкого языка».
В соответствии с планом работы строилась работа с каждым классом. В 5 классе учитель Сергеева Т.М. провела открытый урок «Знакомство», на котором познакомилась с классом, а ученики рассказали о себе. 25.09 В классах провели беседу «День Европейских языков».
В октябре месяце в 6-8 классах прошли олимпиады по немецкому языку.
В 8 классе 1 место занял Шамоян Н., 2 место -Коваленко А.
В 7 классе 1 место заняли Всесвятская Д., Сотченко Л.
2 место- Пимантьева Г., Митрохина Г.
В 5-7 классах (учитель Сергеева Т.М.) прошел праздник «Рождество», на котором ученики разучивали песни, отгадывали кроссворды, писали поздравления на немецком языке. Ребята выпустили стенгазету к празднику Рождество , ко Дню святого Валентина. В 5-7 классах (учитель Сергеева Т.М.) прошел открытый урок «Путешествие по городам Германии», на котором учащиеся познакомились с городами Германии, узнали об их достопримечательностях. В 6 классе проведен переводной экзамен (учитель Сергеева Т.М.) в форме тестирования. Средний балл 4,0, - 65 % качества говорит о том, что ученики готовились к экзамену, умеют работать с тестами самостоятельно.
Хочется отметить, что в 8-11 классах работа по немецкому языку ведется не на высоком уровне. Учителя мало проводят мероприятий, повышающих интерес к изучению иностранного языка. Ученики не достаточно владеют языком, чтобы принимать участие в районных олимпиадах , в научно- практической конференции «Шаг в будущее».
Во втором классе прошел открытый урок по немецкому языку «Занимательная азбука» . Учитель Щеглова О.Г. показала приемы работы со словарными словами. Выступления Ракивненко Л.И., Щегловой О.Г. на заседаниях МО носили практическую направленность, что позволило учителям в рамках МО повышать качественный уровень работы при подготовке к урокам и их проведению. Учителя провели контрольные срезы в конце первого полугодия. Результаты проанализировали на заседании МО в декабре месяце. Высокий средний балл во 2 и в 4 классе , что объясняется высокой методической подготовкой учителей Щегловой О.Г., Сергеевой Т.М., а также заинтересованностью учеников в изучении немецкого языка. Низкий средний балл в 10 и в 8 классах, объясняется психологическими особенностями детей, плохой подготовкой к урокам. Учителя МО немецкого языка видят необходимость повышать свою квалификацию, продолжать творческий рост.
Методическое объединение учителей начальных классов. Состав 4 человека
«Развитие познавательного интереса учащихся- путь повышения качества учебно- воспитательного процесса»- тема, по которой работало МО учителей начальных классов. На первом заседании МО в сентябре месяце учителя утвердили план работы на год. Рожовец З.Н. рассказала о работе МО в прошлом году . Наиболее значимые мероприятия, проводимые учителями начальной школы в 2008-2009 учебном году:
1. Олимпиады по русскому языку и математике, проводимые в во 2-4 классах. Отчет о результатах олимпиады был представлен в анализирующей справке , подготовленной Рожовец З.Н., и находится в папке МО начальных классов.
2. Конкурс чтецов «Читая Пушкина», посвященный 210-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Фоторепортаж об этом празднике можно найти на страницах школьного журнала «Живой родник». Ученица 4 класса Кузнецова И. принимала участие в районном конкурсе чтецов. Она рассказала стихотворение собственного сочинения « Сказки Пушкина», за которое получила Грамоту.
3. Осенняя ярмарка покорила всех гостей обилием сластей, овощей и фруктов, нарядными костюмами, песнями и танцами. Широкая ярмарка с блинами, конфетами, вареньем запомнилась надолго. Репортаж об этом событии можно найти в школьном журнале «Живой родник», в газете «Полюс».
4. Районный конкурс чтецов «Рождественское чудо» принес звездопад Грамот. Р.Боос за художественное чтение стихотворения подучила Диплом 2 степени.
5.На районный конкурс «Мастерим сами» ребята представили поделки из природного материала.
6. В начале года провели мониторинг по русскому языку и математике в 4 классе. Учитель Рожовец З.Н. подготовила анализирующую справку по результатам мониторинга.
В первом классе также провели мониторинг по русскому языку, математике, чтению.
На одном из заседаний МО с докладом выступила Амченцева З.А. Она выступила с сообщением «Формирование навыков устных и письменных вычислений у учеников на уроках математики и во внеурочное время».
Во втором полугодии 2008-2009 учебного года на заседании МО слушали доклад Кулешовой А.С. «Развитие навыков творческой работы». В своем выступлении учитель акцентировала внимание на систему работы над сочинением. Учителя показали творческие работы учеников: сочинения, загадки, сказки, книжки- малышки.
На втором заседании выступила Рожовец З.Н. с сообщением «Преемственность в работе начальной школы и среднего звена». Она рассказала о том, какие требования предъявляет школа к ученикам и родителям.
В конце года в начальных классах прошли контрольные работы, утвержденные на МО, анализирующая справка представлена руководителем МО Рожовец З.Н.
В конце года провели утренник в 4 классе «Прощай, наш первый учитель» с использованием инновационных технологий.
Отчет о группе продленного дна. Учитель Сребалене В.М.
ГПД все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития. Перед ГПД стоят задачи воспитания и личности ребенка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья. Воспитатель продумывает план работы группы в соответствии с режимом работы ГПД, учебно-воспитательными задачами ОУ. Режим группы строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, прогулки и экскурсии, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками. При планировании работы педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и склонности, реализуя принцип личностно ориентированного подхода к учащимся, и создает ситуацию успеха при выполнении учеником любой задачи. Одна из основных задач ГПД- создать условия для самоподготовки с целью качественного выполнения домашних заданий. Учитель , учитывая уровень готовности по предмету, индивидуальные и психологические особенности ученика, строит работу так, чтобы уделить достаточно времени каждому ребенку. Учитель ГПД планирует подвижные игры, спортивные часы, физический труд, экскурсии.
Клубные часы: «Чудесная мастерская», «Безопасность и здоровье», «Хорошие манеры», «Я и мир вокруг нас».
Методическое объединение учителей русского языка и литературы. Состав 2 человека.
Методическое объединение учителей-словесников работало по теме , поставленной педагогическим коллективом в Программе развития.
Тема: «Дифференциация обучения- одна из функций гуманизации образования».
МО учителей русского языка и литературы поставило задачи:
-формировать орфографическую зоркость;
- формировать способность к овладению новыми формами, методами, приемами обучения и воспитания учащихся;
- определить правильную форму в организации методической работы.
4 октября отмечается Международный день защиты животных. МО не осталось в стороне. Сорокина Кристина , ученица 9 класса ( учитель Бочкова М.И) подготовила сообщение «Необычные памятники», рассказала ребятам о памятниках животным в России и за рубежом. Ученики 6,8 классов писали мини-сочинения о животных. Лучшее сочинение – у ученика 8 класса Щеглова А. (учитель Бочкова М.И.) Он написал о своей собаке Рокси. Ученица 4 класса Цаан А. (учитель Рожовец З.Н.) написала сочинение- наблюдение о белке. Нагорная М. ,ученица 6 класса, (учитель Бочкова М.И.) составила викторину-тест о животных. Эти сочинения напечатали в школьном журнале «Живой родник.».
«Осеннему балу» ученики школы сочиняли стихи об осени, писали осенние зарисовки , которые сами оформили на доске в виде осенних листьев. Все ученики познакомились с творчеством ребят. Лучшие стихи и сочинения учеников : Родина М. (6 класс), Васиной С. (6 класс), Якушевой А. (6 класс), Чирикова М. (6 класс) учитель Бочкова М.И.;Сигаевой Т. (5 класс), Земцовой М. (10 класс), Фокиной Е.(7 класс), Ленгле С. (5 класс), учитель Бабенко И.А. напечатаны в школьном журнале «Живой родник».
Ко Дню учителя объявили конкурс на лучшее пожелание, стихотворение учителям школы. Стихотворения собственного сочинения написали ученики: Проскурина О. (7 класс), «Учителям» Земцова М. (10 класс), Пимантьева Г. (7 класс), «Ода Учителю» Ленгле С. (5 класс), «В новой школе» Наливалкин Ю. (5 класс) - учитель Бабенко И.А.; «Посвящение учителю Бочковой М.И.» Сорокина К., «Родной школе» Фокина О., «Учителям» Ленюшкина Т. - учитель Бочкова М.И.
К 210-летию со дня рождения А.С.Пушкина в школе прошел конкурс чтецов «И долго буду тем любезен я народу…» Ребята подготовили для художественного чтения любимые стихи А.С.Пушкина.
1место - Абоян М. (6 класс)
2 место- Петрухина Л. (11 класс)
Проскурина О. (7 класс)
3 место- Белявцева С. (7 класс)
Конкурс чтецов показал, что ученики не умеют выразительно читать художественные тексты. Эта работа должна начинаться в начальной школе.
На городском конкурсе чтецов «Я лиру посвятил народу своему», посвященном 210-летию со дня рождения А.С.Пушкина, школа выступила с композицией «Пушкин и Натали», составленной из стихотворений поэтов Калининградской области. Стихи читали В.Ленгле (11 класс), Д. Ширвайтис (8 класс), Ю.Платонова (9класс), А.Коваленко (8 класс). Композиция была отмечена жюри Грамотой. За стихотворение собственного сочинения «Сказки Пушкина учат добру» ученица 4 класса Кузнецова Ира получила Грамоту. 30 ноября ко Дню Матери в школе провели конкурс на лучшее стихотворение о маме. Лучшие стихотворения украсили страницы журнала «Живой родник» , а остальные украсили школьный стенд. Бочкова М.И., русского языка и литературы, и Музыченко Е.И., учитель предмета «Выбор профессии», предложили написать ученикам 9 класса мини- сочинение «Профессия моей мамы». Лучшее сочинение Рувялиса Жени напечатали в местной газете «Полюс», а сочинения Ю.Платоновой, И. Дойковой напечатали в школьном журнале «Живой родник». Такая творческая работа определила выбор профессии учеников. В декабре месяце состоялась встреча учеников с писателем Калининградской области Шевцовым Виталием Евгеньевичем. Он рассказал ребятам о себе, о том, как стал писателем, поделился планами на будущее. Прочитал небольшие рассказы. Памятный подарок - книги оставил писатель в нашей библиотеке. К Новому году ученики проявили свое творчество в написании поздравлений своим родным и друзьям. Учащиеся не только написали поздравления, но и сочинили стихи (Фокина О. 9 класс, Земцова М. 10 класс), оформили их в виде открыток. Все работы украсили школьный стенд, а лучшие работы Васиной С.(6 класс), Ленгле С. поместили в журнал «Живой родник». К 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя ученики школы: Сахарчук В., Зейда Н.,(9 класс), Ширвайтис Д. (8 класс), Горева М., Зель Н. (10 класс) приняли участие в фестивале «Целая страна - Гоголь». Ребята с учителем Бочковой М.И. подготовили «Сказку о попе и работнике его Балде». Получили Сертификат фестиваля и Диплом первой степени. Оксана Фокина прочитала стихотворение собственного сочинения «К портрету Н.В.Гоголя» и эссе «Такой большой и неуютный мир», по повести Гоголя «Шинель». В конкурсе чтецов «Рождественское чудо» честь школы защищали Фокина О. (9 класс, учитель Бочкова М.И.), которая получила за стихотворение собственного сочинения Диплом второй степени, и Земцова М.(10 класс, учитель Бабенко И.А.) , получила Грамоту.
Черняховская городская библиотека каждый год проводит праздники для юных читателей. В этом году проводился конкурс по книге калининградского писателя Эдуарда Буруковского «О чем плачут ракушки». В конкурсе приняли участие ученики 6 класса нашей школы ( руководитель учитель русского языка и литературы Бочкова М.И.). Шушан Айдинян получила Грамоту и книгу за рисунок о море. Маша Абоян и Диана Бацеко нарисовали морских животных и тоже получили Грамоты и книги. Марина Корсакова сочинила стихотворение – шутку . Она получила Грамоту и ценный приз. Хочется отметить, что Марина Корсакова уже не первый год принимает участие в проводимых библиотекой конкурсах. Ее стихи напечатаны в журнале «Вдохновение», издаваемом городской библиотекой.
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» всегда проходит в марте месяце. В этом году на суд жюри и зрителей были представлены работы учеников 9 класса, руководитель учитель русского языка Бочкова М.И. В номинации «Краеведение» Диплом второй степени получила Дойкова Ирина за работу «Дети России». Она рассказала об учениках Междуреченской школы, которые своим талантом славят нашу землю. В номинации «Русский язык и литература» Дипломы третьей степени получили Платонова Юлия за работу «Последняя дуэль поэта» и Фокина Оксана за работу «Я помню чудное мгновенье». Творческий медиаконкурс «Гордость России» провел отдел Искусств в апреле месяце в городской библиотеке . Ученики 9 класса представили свои работы: Дойкова Ирина –«Дети России», Фокина Оксана- «Брюллов и Пушкин»,руководитель Бочкова М.И. Все работы жюри отметило Грамотами и ценными призами. В номинации «История» за работу «Такими людьми гордится Россия» Платонова Юля получила Диплом первой степени и ценный приз.
Методическое объединение учителей физкультуры и ОБЖ. Состав 2 человека.
Одной из основных задач учебно-педагогического процесса является воспитание интереса к физической культуре. МО учителей физкультуры и ОБЖ работало над темой : «Дифференциация обучения- одна из функций гуманизации образования». Цель физического воспитания в школе - содействие всестороннему развитию личности, укрепление здоровья, пропаганда здорового образа жизни через уроки физкультуры и ОБЖ. Задачи , которые поставило МО учителей физкультуры и ОБЖ на учебный год:
-развитие двигательных способностей;
- воспитание потребности к самостоятельному занятию спортом;
- воспитание нравственных и волевых качеств;
- пропаганда здорового образа жизни.
Работа МО учителей физкультуры и ОБЖ в течение года планировалась так, чтобы привлечь как можно больше учеников школы к занятиям физкультурой в учебное и внеурочное время. В школе каждый год проводятся соревнования по кроссу среди учеников 5-11 классов. Соревнования охватили 80 человек.
С 20-28 сентября в школе проходили соревнования на первенство школы по мини-футболу среди 5-7, 8-11 классов. Победителями стали ученики 8 класса. Хорошую физическую подготовку показали ученики 8 класса: Бурменко И.. Айдинян Г., Ширвайтис Д. Цель проведения соревнований по мини-футболу- укрепление здоровья. 16 сентября команда нашей школы принимала участие в районных соревнованиях по мини-футболу, на которых команда заняла 4 место. В октябре команда девочек и команда мальчиков принимали участие в соревнованиях по баскетболу в г. Черняховске, на которых команда девушек заняла первое место. Хорошую физическую подготовку показали Слыш Света, Шеллунц Алиса, Мустакимова Света. Команда юношей заняла второе место. Команда девушек выступала в зональных соревнованиях в г. Гвардейске. Там они тоже заняла первое место. В ноябре с областных соревнований по баскетболу команда девушек привезла серебряные медали. В декабре месяце в школе проводились «Веселые старты» среди учеников 2-3, 4-5, 6-7 классов. Всего приняло участие в этих играх 90 человек. Победителями среди 2-3 классов стали ученики 3 класса, среди 4-5- 5 класс, среди 6-7 классов-7 класс. Цель мероприятия- развивать твердость характера, волю к победе, командный дух борьбы. В октябре месяце в школе прошла ежегодная школьная олимпиада по физкультуре среди 9-11 классов. Победителями стали ученик 11 класса Милехин Е. и ученица 10 класса Слыш Светлана. На районной олимпиаде по гимнастике Милехин Е. занял третье место. В декабре месяцев школе прошли соревнования по волейболу среди учащихся 9-11 классов. Команда девушек 10 класса и команда юношей 11 класса заняли 1 места. В январе команда девушек и юношей представляла нашу школу на районных соревнованиях по волейболу, на которых команда девушек- волейболисток заняла 1 место, а команда юношей-2 место.